Особенности выбора деревянной вагонки

Для финишной отделки стен в помещениях используют целый ряд материалов, однако такой экологичный материал, как древесина, становится сейчас очень популярным. Так, используют декоративные щиты, доски и, конечно же, вагонку. Последняя становится достаточно практичным и выгодным материалом.

2Вагонка – тонкая доска, толщина которой составляет до 2 см, а ширина – не больше 15 см. Предназначена она для обшивки разных поверхностей. Когда-то таким материалом обшивали остовы железнодорожных составов, откуда и пошло это загадочное название. Современные доски вагонки имеют специальные пазы и гребни, с помощью которых монтаж такой отделки производить очень просто.

Сначала несколько слов о преимуществах данного материала:

  • вагонка имеет те же плюсы, что и материал, из которого производится, — дерево. Так, она пластична и легко обрабатывается, хорошо задерживает тепло и имеет высокие показатели звукоизоляции, а также практически не расширяется при смене температуры;
  • масса листов вагонки и готовой поверхности невелика, так как они имеют небольшую ширину и толщину. А это обеспечивает простоту монтажа, так как сделать все может и один мастер, да и сами поверхности помещения не перегружаются, и их не придется дополнительно укреплять;
  • особенности монтажа вагонки, а именно пазогребневый способ, обеспечивает отсутствие щелей на готовой поверхности, а это делает возможным использование этого материала даже в банях и саунах.

1Выбирая вагонку, прежде нужно ознакомится с ассортиментом. Так, на рынке присутствует отечественная вагонка, которая в большинстве случае обладает неутешительными свойствами. Она имеет высокую влажность, слишком толстые ламели, поверхность их ворсистая, встречаются сучки, замок недостаточно глубокий, поэтому иногда расходится. Этими недостатками не обладает так называемая евровагонка. Естественно, она дороже обычной, но и удобнее в монтаже и более долговечна в эксплуатации. Ширина и толщина ее оптимальны: 88 и 12,5 мм соответственно, а глубокий замок позволяет обойтись без щелей в будущем. Паз с гребнем отлично стыкуются, лицевая поверхность материала идеально гладкая, а сами ламели имеют строго определенную влажность на уровне 10-15%, что предотвращает деформации во время транспортировки, хранения и эксплуатации.

Также нужно определиться и с размерами вагонки. Что же касается длины, то тут все несложно – выбирать стоит ту, которая максимально подходит под высоту вашего помещения, и чтобы отходы при этом были минимальны. Выбрать нужную длину не сложно, так как продаются ламели с шагом в 10 см.

4В плане ширины действует такое правило: чем она меньше, тем более устойчива к нагрузкам и повреждениям вагонка. Более широкая больше склонна к деформациям. Но иногда используют ламели разной ширины и разного цвета, создавая особый декоративный прием.

Идеально толщиной вагонки для помещение будет 12,5мм, в этом случае она и легкая, и прочная. Но вот если нужно использовать ее на улице, или же под ней будет находиться приличный слой утеплителя, тогда лучше обратить внимание на варианты с толщиной в 15-20 мм – они прочнее и жестче. Однако не забывайте, что в этом случае каждая ламель обойдется вам дороже.

Что же касается класса вагонки, то он должен определяться по ГОСТу или по европейским стандартам, но часто производителя оценивают свой товар по собственной шкале.

5Стоит отметить, что вагонка разных классов, а их выделяют четыре, производится по одной технологии и на одном и том же оборудовании. А определенный класс ей присваивается уже перед упаковкой, когда видно, какой получилась та или иная ламель. Так, если на ней нет ни одного сучка, отсутствуют трещины, цвет однородный, нет шероховатостей и прочих дефектов, тогда это вагонка класа «экстра» или «премиум». В вагонке класса А уже могут попадаться сучки, но не более чем один на погонный метр, и не более 1 см в диаметре, а какие-то дефекты могут быть только в невидимых зонах. Класс В характеризуется наличием неограниченного количества сучков диаметром до трети всей ламели, наличием сквозных трещин и т.д. В материале класса С могут встречаться даже следы от повреждения насекомыми, синева, трещины и т.д., не говоря уже о сучках и шероховатости. Естественно, качество строго привязано к цене, но по долговечности эти материалы не особо отличаются, но все же класс С лучше использовать в качестве черновой отделки, а вот, например, премиум-вагонка не всегда подойдет для создания нужного дизайна из-за своей безликости.

При покупке вагонки обязательно посмотрите упаковку и сами ламели, убедитесь, что они соответствуют написанному классу.

Еще одним важным параметром является то, из какой древесины сделана вагонка. От этого зависит не только ее внешний вид, но и многие свойства, долговечность и прочность. Так, хвойные породы отлично подходят для облицовки внешних поверхностей, так как они отлично противостоят влаге и грибку. 3Например, сосна очень долговечная, легко обрабатывается и имеет красивый рисунок, а ель – отличается высокими теплоизоляционными свойствами, хотя может долго выделять смолу, поэтому ее не рекомендуют использовать для обшивки бань.

В банях и в других помещениях можно использовать вагонку из ольхи, лиственницы или липы: они не выделяют смолу, не сильно нагреваются, однако они менее долговечны, чем сосна, и могут менять свой цвет, поэтому их нужно своевременно обработать специальными средствами. Вагонку из березы лучше применять только в сухих помещениях, а вот дубовая – достаточно прочная и надежная, подойдет практически везде.

Что же касается внешних характеристик, то тут каждому стоит положиться на свое субъективное мнение. Можно подобрать даже вариант, который будет имитировать сруб – такая вагонка хорошо подойдет для внешних поверхностей, хотя и внутри помещения будет смотреться интересно.

Статья написана для сайта moscowsad.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.